Рейтинг@Mail.ru

Скачивайте наши приложения

Семейное образование

alenik12
Сообщения: 187
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:37

Семейное образование

Сообщение alenik12 » Чт фев 19, 2009 15:10

Вот, попалась статья по ссылкеа потом уже нашла сайт http://www.familyeducation.ru/
Хотелось бы услышать по этому поводу мнению других форумчан. Может быть кто-нибудь сталкивался в своей жизни с таким явлением, может быть кто-нибудь сделал для такой выбор для себя (вернее для своих детей). Какие лично вы видите плюсы и минусы, ну и вообще взгляд на данный вопрос с точки зрения "здравого смысла" :wink:


Sirena
Сообщения: 7733
Зарегистрирован: Пт дек 08, 2006 17:36

Сообщение Sirena » Чт фев 19, 2009 15:26

alenik12, мне вообще очень интересно пообщаться на эту тему, но я только завтра смогу, или поздно вечером. Ждите :)

МаМаша
модератор
Сообщения: 8988
Зарегистрирован: Вс май 04, 2008 23:18
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 45 раз

Сообщение МаМаша » Чт фев 19, 2009 15:50

Давно задумываюсь об этом. Иногда просто прогуливаем школу, когда вижу, что устали. Часто сама заново объясняю тему, разжевываю, потому что вижу-не знают ничего. То ли плохо объяснили, то ли сами не слушали. За некоторыми учителями рассказываю постоянно. Уроки тоже постоянно проверяю и иногда просто делаю вместе. Но! У автора статьи ,по-моему, слишком уж все радужно. Не думаю, что все дети смогут за 1 день прочитать и законспектировать учебник. А также усвоить знания. И даже за 2 мес., как там все это описано. Да, и у меня дети гораздо эффективнее учатся дома. Но тогда надо бросить все и посвящать себя обучению детей. Да и немногие дети имеют такой высокий уровень ответственности чтобы учиться по собственному желанию. И даже немногие взрослые. :mrgreen: А если родители работают-то куда этих детей девать? Да и не хочется все-таки лишать их этой пресловутой школьной жизни. Много в ней и хорошего.

alenik12
Сообщения: 187
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:37

Сообщение alenik12 » Чт фев 19, 2009 16:26

МаМаша, вот тут и пошли разные плюсы и минусы. Я тоже думаю над этим (хотя мне может и рановато, детки маленькие еще :) )...
МаМаша писал(а):Да и немногие дети имеют такой высокий уровень ответственности чтобы учиться по собственному желанию. И даже немногие взрослые.

Вот насчет этого можно и поспорить. Ведь на самом деле учиться, изначально очень интересно для любого человека. Тяга к знаниям у нас в природе заложена. Именно об этом в статье и написано, что еще со школьной скамьи у людей эту любознательность и желание учиться успешно отбивают. Естественно ребенок, который привык, что учиться ЗАСТАВЛЯЮТ, при первой же возможности будет стараться от учебы отлынивать, ну а современные взрослые - это те же дети, только уже выросшие :roll: У них я думаю стереотип "учеба-не хаччу!!!" с детства сохранился.
МаМаша писал(а):Но тогда надо бросить все и посвящать себя обучению детей.
Тут я с вами согласна. Ведь у многих действительно нет такой возможности по материальным и еще каким-либо соображениям :( . Просто те, у кого она есть (ведь есть же мамы, которые совсем не против заниматься домом и ребенком, когда папа денюшку для семьи зарабатывает) имеют реальную возможность избежать многих проблем, конфликтов, стрессов и унижений для своего ребенка.
МаМаша писал(а):Да и не хочется все-таки лишать их этой пресловутой школьной жизни. Много в ней и хорошего.
А зачем лишать? Ведь автор статьи особенно подчеркивала, что у ее детей всегда была возможность выбора - учиться в школе или дома. Я думаю, что если ребенку очень нравится учиться в школе, если школа реально хорошая, то ни один здравомыслящий родитель не будет ему этого запрещать :) .

Tamrin
Сообщения: 518
Зарегистрирован: Ср янв 16, 2008 15:05

Сообщение Tamrin » Чт фев 19, 2009 16:45

МаМаша,
МаМаша писал(а):А если родители работают-то куда этих детей девать?

тут есть один существенный нюанс: автор этой статьи живет в родовом поместье. То есть на работу, в том смысле как мы это понимаем сейчас, она не ходит, но и не домохозяйка в понимании городского жителя. Родовое поместье - это участок, размером 1-2 гектара, на котором поддерживается почти полностью натуральное хозяйство. Это совсем не тот образ жизни, что у простого деревенского жителя, да и уровень культуры, и мировозрение в корне отличаются. Именно в этом поместье такие люди и работают, а деньги получают, продавая часть выработанной ими продукции. И дети без присмотра не остаются :)

alenik12
Сообщения: 187
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:37

Сообщение alenik12 » Чт фев 19, 2009 19:25

Насчет родового поместья вы правы. Здесь действительно полностью снимается проблема присмотра за детьми в дневное время. Но если пройти по второй ссылке на сайт "Семейное образование", то можно прочитать множество историй других семей, где родители являются городскими жителями, но тем не менее как то находят возможность не отправлять своего ребенка в школу.

Алекс
врач-детский гинеколог
Сообщения: 8863
Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 16:12
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение Алекс » Чт фев 19, 2009 20:54

alenik12, я против домашнего обучения, у меня оно вообще ассоциируется с какой-то инвалидностью. Ведь школа - это не только знания по математике, физике и географии, это СОЦИУМ. Это первый социум ребенка, не считая садика. В школе маленький человек учится общаться, ссориться, мириться, любить, ненавидеть, уважать, идти на компромиссы, выбирает себе роль лидера либо, наоборот, ведомого, чувствует себя личностью. Школа - это целый мир, в котором самое неприятное - учеба :mrgreen: И получается из-за такой мелочи :mrgreen: можно лишить ребенка всего-всего-всего?
alenik12 писал(а):Естественно ребенок, который привык, что учиться ЗАСТАВЛЯЮТ, при первой же возможности будет стараться от учебы отлынивать,

alenik12, этот вопрос я для себя решила давно. Вернее не для себя, а для дочери. Она у меня красивая, быть умной ей необязательно :mrgreen: , а, следовательно, со 2 класса ответственность за оценки, за невыученные уроки, за посещаемость я возложила на дочь - не хочешь делать уроки-не делай, я за "2" ругать не буду, устала? можешь не пойти в школу и т.п. и скажу вам - результат превзошел все мои ожидания, а может, конечно, это зависит от ребенка - она слишком у меня ответственная - и прогуливает редко, и учится хорошо.
МаМаша писал(а):Но тогда надо бросить все и посвящать себя обучению детей.

и, вообще, посвятить себя и всю свою жизнь детям. Я после выходных как выжатый лимон, понедельник - мой самый любимый день недели, именно потому что все в школе, садике и на работе.
alenik12, лично мне эта идея кажется утопией и для матери, и для ребенка. Не вижу никаких плюсов вообще.

Оптимистка
Сообщения: 10933
Зарегистрирован: Пт авг 04, 2006 17:06

Сообщение Оптимистка » Чт фев 19, 2009 21:19

alenik12, прости, все ссылки еще не прочитала. Но смысл понятен. Возможность (материальная) не отправлять ребенка в школу у меня есть.
Но я против домашнего обучения в наше время. Потому что
Алекс писал(а):Ведь школа - это не только знания по математике, физике и географии, это СОЦИУМ. Это первый социум ребенка, не считая садика. В школе маленький человек учится общаться, ссориться, мириться, любить, ненавидеть, уважать, идти на компромиссы, выбирает себе роль лидера либо, наоборот, ведомого, чувствует себя личностью. Школа - это целый мир,

Мой ребенок сейчас учится в 1 классе. Честно говоря, я тоже с ужасом ждала школы - постоянно в голову лезли мысли на тему "это муштра", "дети сейчас ужасные", "учителя еще ужасней", " в школе не учат, а зомбируют", "все это концлагерь, бедные дети там затюканные и лишенные индивидуальности"...ну не совсем так, но что-то около...
И вот случилось 1 сентября. У меня почти траур - детство кончилось, началась муштра :( А потом было 2 сентября...а потом 3...
Оказалось, что все не так плохо! Учительница вполне адекватная (идеалов не бывает!) Дети нормальные. Никто никого не насилует.... А самое главное - ребенку в школе нравится!!! :shock: Он даже не любит выходные! :shock: Я в шоке была! А он говорит: "Там интересно! " :pardon: После школы его трудно домой утащить - носится с одноклассниками в школьном дворе. А еще у них бывают поездки в музеи, а еще соревнования, а еще дни рождения....
Он даже ест в школе лучше, чем дома! :D
Уроки он делает сам! Практически с самого начала. Я только спрашиваю, сделал или нет. Оценки им пока не ставят, но символические пятерки получает.

Так что все оказывается не так уж плохо! :roll:

alenik12 писал(а):имеют реальную возможность избежать многих проблем, конфликтов, стрессов и унижений для своего ребенка.

Избежать-то много можно...Только нужно ли? Как потом жить в реальном мире? Не выживают в нем тепличные растения, увы...
:unknown:

полина
Сообщения: 5241
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2005 22:10

Сообщение полина » Чт фев 19, 2009 22:19

alenik12, так как мое заграничное мнение Вам вряд ли подойдет :giggle: , тороплюсь поделиться ссылкой , которая в свое время не оставила меня равнодушной ,
девушка- автор и мать - из России. И что самое главное - у нее есть опыт :)
Думаю Вам будет интересно :)
часть первая
часть вторая
часть третья

Оптимистка
Сообщения: 10933
Зарегистрирован: Пт авг 04, 2006 17:06

Сообщение Оптимистка » Чт фев 19, 2009 23:39

Из ссылок полина:
" умение ладить с толпой насильно согнанных в один класс детей - тоже важное умение:) Иногда важнее, чем чтение с письмом:) Я вот за 10 школьных лет так и не научилась."
И это видно.... :( Если честно, мне жаль ребенка....не повезло с мамой... :(

Юля-СПб
Сообщения: 3450
Зарегистрирован: Ср мар 23, 2005 20:20
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Юля-СПб » Пт фев 20, 2009 09:11

Алекс писал(а):Ведь школа - это не только знания по математике, физике и географии, это СОЦИУМ. Это первый социум ребенка, не считая садика. В школе маленький человек учится общаться, ссориться, мириться, любить, ненавидеть, уважать, идти на компромиссы, выбирает себе роль лидера либо, наоборот, ведомого, чувствует себя личностью. Школа - это целый мир,

Согласна полностью. Я даже в сад отдала, хотя возможность сидеть дома с ними была, поэтому же.
Оптимистка писал(а):Избежать-то много можно...Только нужно ли? Как потом жить в реальном мире? Не выживают в нем тепличные растения, увы...

и тут соглашусь :)
Вообще, судя по себе, воспоминания из школы - это как раз межличностные отношения, даже если сюжетно они на учебе. А сам процесс учебы как то и не запомнился.

Nataly Koot
Сообщения: 7478
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2005 15:04
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Nataly Koot » Пт фев 20, 2009 09:52

У меня сестра года 3-4 назад сильно болела домашним обучением, тоже эти идеи про зомбирование несчастных детей в школах, отбивание интереса к учебе и пр., много ссылок тогда еще перелопатила и мне тоже подсовывала. Ну вот, сейчас она отказалась от этой идеи, именно из-за социализации. Т.к. получилсь что они не попали в садик (сначала не хотели, а как захотели уже и мест нет) - а того самого "общения вне образовательных учреждений" о котором столько говорят - нету его :unknown: родители почти не гуляют с детьми, в кружках и секциях все бегом-бегом переодели и бежать домой.
Но я вот со своей стороны почитав и тогда и сейчас все ссылки имею такое мнение: если сидеть с ребенком, и всё контролировать, и делать всё с ним вместе, да еще ладно начальная школа, а позже ведь придется вникать в такие предметы в которых скажем прямо не сильна - а надо ребенку помогать по ним (типа химия или там физика) - то нафиг это нужно? пусть ходит в школу!
С другой стороны - если ребенок будет заниматься сам и имеет высокий уровень сознательности может сам организовать и распределить своё время, быстро учит уроки схватывая всё на лету - вы думаете такому будет сложно в школе? да это мечта любого родителя.... Чтобы дитё само приняло решение и само всё сделало :)
Прибавить к этому плюсы от социализации - включая все его "минусы" :mrgreen: которые тоже нужно уметь преодолевать - как то: выполнение не только того что тебе хочется, разрешение конфликтов со сверстниками и учителями, нахождение своего места в большой группе детей и т.п.
Получается (по моим расчетам) что наиболее верный путь родителя - научить ребенка ответственности, умению организовать себя и выполнять не только то, что хочется сейчас, но также и то что нужно (с результатом на перспективу). Такой ребёнок будет успешным в любых условиях. Ну и потом найти достаточно сильную школу с хорошим уровнем преподавания, и всё.
А оберегать от всех "ужасов коллективизации" можно конечно, если вы уже на 100% точно знаете что ваш ребенок не будет работать в коллективе с 9 до 17, а будет индивидуальным творцом работающим в своём режиме... и жить будет с родителями видимо до старости :s:

alenik12
Сообщения: 187
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:37

Сообщение alenik12 » Пт фев 20, 2009 13:22

Спасибо большое за высказанные мнения. Я все перевариваю потихоньку. Возникают новые вопросы и суждения.
Насчет социализации ребенка я тоже очень много думаю. Мнение каждого человека, я думаю, формируется по большему счету исходя из личного опыта.
Оптимистка писал(а):Как потом жить в реальном мире? Не выживают в нем тепличные растения, увы...
Вот я как раз по характеру и есть то самое тепличное растение :oops: , отучившееся в школе положенные 10 лет.
Алекс писал(а):В школе маленький человек учится общаться, ссориться, мириться, любить, ненавидеть, уважать, идти на компромиссы, выбирает себе роль лидера либо, наоборот, ведомого, чувствует себя личностью.
Ничему этому я там не научилась. Я научилась более-менее нормально общаться с людьми только в 19 лет, когда пошла работать (благо коллектив там был замечательный).
Алекс писал(а):ответственность за оценки, за невыученные уроки, за посещаемость я возложила на дочь - не хочешь делать уроки-не делай, я за "2" ругать не буду, устала? можешь не пойти в школу и т.п.

Меня мама воспитывала по тому же принципу :) Никогда за двойки не ругали, посещаемость и т.п. все на мне. Ну вобщем я была заядлой троечницей с 5 по 8 классы :pardon: Интерес к учебе просыпался только тогда, когда мама начинала заниматься со мной дома. Вот тогда я за считанные дни в изучении предмета делала прямо-таки поразительные успехи O:-) Мама к сожаление часто и регулярно заниматься не могла, т.к. работала много - семью кормила, и интерес быстренько угасал :) Вобщем сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что школа мне ничегошеньки не дала, чего я не могла бы достигнуть занимаясь дома с родителями или с репетиторами или самостоятельно.
Nataly Koot писал(а):если ребенок будет заниматься сам и имеет высокий уровень сознательности может сам организовать и распределить своё время, быстро учит уроки схватывая всё на лету - вы думаете такому будет сложно в школе? да это мечта любого родителя.... Чтобы дитё само приняло решение и само всё сделало
Вот самое главное, чему не учат в школе, чему меня не научили - УМЕТЬ учиться! До сих пор не умею, хотя желание есть...
Вобщем это конечно только мой скромный личный опыт, есть и другие более положительные. И не факт, что у моих детей будет так же как у меня.
полина, спасибо большое за ссылки. Очень познавательно :) Зря вы думаете, что мне ваше мнение неинтересно. Еще как интересно :wink: Хоть Украина и считается теперь другим государством, все равно, я думаю, что менталитет у граждан остался примерно похожим :) .
Nataly Koot писал(а):а позже ведь придется вникать в такие предметы в которых скажем прямо не сильна - а надо ребенку помогать по ним (типа химия или там физика)
Тут я с вами согласна. Действительно стоит задуматься, будет ли в тот момент материальная возможность нанять репетитора, и если нет, то смогу ли я сама осилить предметы, которые абсолютно не понимаю еще со школы.
Вот еще вопрос возник по ходу. Скажите, что вы думаете о таком важном аспекте как ЗДОРОВЬЕ ребенка? Думаю все форумчане видели передачу с ЕОК про школу. Он там все очень правильно расписал. Я смотрю на детей-школьников своих друзей. Бледненькие, зелененькие, заученные мучебой %) (а ведь требования постоянно неуклонно повышаются). Уроки физкультуры запросто могут быть первыми по расписанию, а потом они садятся за парту - потные грязные детки с ничего не соображающими мозгами. Уроки одни знакомые учат с 17.30 до 21.00 (девочка первоклашка). Классы не проветриваются, на переменах вместо улицы дети страдают фигней в коридорах... Уф, расписалась тут на целую страницу :oops: Вобщем как насчет здоровья граждане? :)

Оптимистка
Сообщения: 10933
Зарегистрирован: Пт авг 04, 2006 17:06

Сообщение Оптимистка » Пт фев 20, 2009 13:49

alenik12 писал(а):Оптимистка писал(а):
Как потом жить в реальном мире? Не выживают в нем тепличные растения, увы...
Вот я как раз по характеру и есть то самое тепличное растение Embarassed , отучившееся в школе положенные 10 лет.

Нет, alenik12, раз вы в школе 10 отучились, у Вас иммунитет какой никакой есть к жизни! Вы уже закаленное тепличное растение :D А тепличные - это те, которые в школу не ходят.
alenik12 писал(а):Ничему этому я там не научилась. Я научилась более-менее нормально общаться с людьми только в 19 лет, когда пошла работать (благо коллектив там был замечательный).

Это Вам так сейчас кажется. Просто те мелочи, которым вы научились тогда, в школе, они на уровне рефлексов, в глаза не бросаются....А вот если бы вы вообще в школу не ходили - вы бы и в этом замечательныом коллективе не смогли нормально общаться :(
alenik12 писал(а):Вобщем сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что школа мне ничегошеньки не дала, чего я не могла бы достигнуть занимаясь дома с родителями или с репетиторами или самостоятельно.

Вы не могли бы достигнуть умения жить в обществе и признавать авторитеты, подчиняться правилам как группы так и "начальника"
alenik12 писал(а):Вот самое главное, чему не учат в школе, чему меня не научили - УМЕТЬ учиться! До сих пор не умею, хотя желание есть...

А этому должны родители научить! Задолго ДО школы! :roll:
alenik12 писал(а):потные грязные детки

Чего это они грязные! Нормальные!
alenik12 писал(а):Уроки одни знакомые учат с 17.30 до 21.00 (девочка первоклашка).

Мой первоклассник делает уроки полчаса. Ну час от силы если дурью мается параллельно с младшим :crazy: Ну честно, я не понимаю, что там делать с 17.30 до 21.00 ! %) Хотите я Вам напишу домашнее задание сегодняшнее? :unknown:

alenik12 писал(а):Классы не проветриваются, на переменах вместо улицы дети страдают фигней в коридорах...

Да, на улицу не ходят. Но классы проветривают во время перемены.
alenik12 писал(а):Уроки физкультуры запросто могут быть первыми по расписанию, а потом они садятся за парту - потные грязные детки с ничего не соображающими мозгами

Ну а как же утренняя гимнастика? :wink: Наоборот мозги проветриваются на физре и начинают лучше работать :)

alenik12 писал(а):Вобщем как насчет здоровья граждане?

Я не буду утверждать, что здоровье физическое сильно улучшается от школы. Но от отсутсвия школы ухудшается здоровье психологическое :unknown: Так что во всем есть минусы и плюсы. Просто надо смотреть, где минусов меньше.
А чтобы здоровье поддерживать учащимся, я например с ребенком сразу после школы гулять иду :roll: Ну право, 3.5 часа в школе (я сейчас про 1 класс) не могут нанести такой уж огромный вред здоровью :wink:
alenik12 писал(а):Думаю все форумчане видели передачу с ЕОК про школу. Он там все очень правильно расписал.

Полностью согласна с Доком. Надо больше прогулок и физры, и все остальное. И если не получается повлиять на рук-во школы и страны, то можно хотя бы самим компенсировать эти вещи насколько возможно :wink:
alenik12 писал(а):Бледненькие, зелененькие, заученные мучебой

Мучебу можнои пропускать иногда, когда уж совсем замучаются :D

alenik12
Сообщения: 187
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:37

Сообщение alenik12 » Пт фев 20, 2009 14:40

Оптимистка, я уже поняла как вам здорово повезло со школой :good: Если-бы у меня в обозримом пространстве была такая, где проветривают, и учителя вменяемые, и домашнее задание по полчаса и т.п., я бы насчет домашнего обучения и не заморачивалась :)
Оптимистка писал(а):Мучебу можнои пропускать иногда, когда уж совсем замучаются
У меня муж так и сказал - если в школе будут сильно допекать - пусть тогда дети на двойки учатся и не парятся :friends: Тоже вариант :wink:
Вот еще нашла мнение создателя сайта "Семейное образование". «Если ребенок не ходит в школу, где он научится жить среди себе подобных: разбираться в людях, выстраивать свои отношения с ними, дружить, любить, враждовать, наконец?»

— Вы перечислили то, что человеку предстоит в жизни. Основная идея воспитания, которая проходит через века, звучит так: «Берегите детей!» От чего беречь? От нравственной грязи - прежде всего. И не вешать на ребенка непосильный груз взрослых проблем. Он — нежный росточек. Надо дать естеству окрепнуть, только тогда можно предлагать испытания. (Советская система воспитания — это просто система затаптывания, и при этом говорят, что готовят к жизни. Если начать топтать от юности, просто затоптыш вырастет, по-другому и не скажешь. А что касается «научиться враждовать», я бы так вопроса не ставил. Родительская формулировка очень проста: «Нам нужно ребенка поставить на ноги». Жизнь его поведет линией борьбы — значит, он будет бороться. Жизнь сложится в менее суровых обстоятельствах — он должен уметь жить в менее суровых обстоятельствах. Если человек достаточно серьезно будет ценить нравственные качества, нравственные устои своей семьи, я думаю, у него найдутся и духовные силы противостоять злу.

«В жизни нам часто приходится делать совсем не то, что хочется. Как сочетается ваше следование естественным склонностям ребенка с воспитанием чувства долга?»

— Вначале понять, а потом требовать. Вот так сочетается, если коротко ответить. Вам предлагают, например, плясать. Взрослый человек может за себя постоять, сказать: «Не могу, у меня склонности к этому нет». А ребенку мы говорим: «Надо учить математику». Предположим, он сказал: «Ну не лезет мне эта математика в голову!» — «То есть как это?! Всем лезет, а тебе не лезет?! Ты должен себя преодолеть!» В этом — ложь. Опять мы его не любим так, как любим себя. Два кита обучения: твердость и доброжелательность. Но доброжелательность внутренняя, основная, а твердость — внешняя. Потому что твердость без доброжелательности — это надсмотрщик. Чувство же и есть чувство, в том числе и чувство долга. Оно возникает как реакция живой души, строится на чувствах педагога, а вовсе не с помощью надсмотрщика. В нас пытались воспитать чувство долга криками: «Давай-давай!» А вы создайте условия для того, чтобы душа жила, чтобы ей было хорошо. Только после этого можно ставить вопрос о развитии чувства.

«Ваша позиция — явно антишкольная. Вы сознаете, что своими высказываниями обижаете многих хороших учителей?»

— Станем на школьную позицию. Есть хорошие учителя, которые вырастили добрых людей. Эти добрые люди приходят к ним в гости и благодарят за то, что учителя ввели их в какой-то из разделов культуры. Ученики имеют добрые чувства в отношении учителей. Учителя умиляются плодами своего труда. Идиллическая картина? Но и практически в жизни такое встретишь. Хороша она? Хороша. Можно сказать, прекрасна. Но не для нашего века. Потому что вопрос надо поставить так: что нам важнее — получение прекрасного образования или возможность защитить свое достоинство культурного, образованного человека? Или необразованного. А этому ни один школьный учитель не научит. Почему — предмет особого разговора. Тебя могут выдвинуть на Нобелевскую премию, и придет человек «с тремя ромбами», предложит бумажку подписать: не хочу Нобелевскую премию по таким-то причинам. Дело происходит в 39-м году. Фамилия ученого — Чижевский, Международный конгресс биофизики и биокосмологии назвал его Галилеем XX века. Он, конечно, Галилей по своим научным достижениям, но оказывается человеком, беспомощным перед этой системой. Поэтому я даю такой ответ: прежде — возможность защитить свое достоинство, а потом — культура. Потому что жалко тратить средства на то, чтобы растить культурного, интеллектуального, интеллигентного человека, которому некий серый человечек перечеркнет жизнь в расцвете сил. А он не сумеет за себя постоять.


Вернуться в «Детский сад и школа»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей