Рейтинг@Mail.ru

Скачивайте наши приложения

Про сказки.

Лёлика
Фея Фотошопа
Сообщения: 10735
Зарегистрирован: Пт ноя 25, 2005 00:17
Благодарил (а): 185 раз
Поблагодарили: 86 раз

Сообщение Лёлика » Ср июн 01, 2011 11:38

Alex83 писал(а):А хотя, может в том мораль, что если что-то не получается, нужно это отложить , и может придет ответ с неожиданной стороны

Alex83, ой, стало интересно, сама полезла искать, блииин :crazy: начиталась трактовок :mrgreen:
Самая приемлемая на мой взгляд:
Итак, в простой семье происходит чудо, нечто выходящее из обыденной жизни: курица сносит золотое яйцо. Если бы это случилось с немцем или японцем, что бы они сделали? Ждали бы появления золотого цыпленка, может, попытались бы особые условия создать для яйца, исследовали бы его, поместили в кунсткамеру, наверняка телевидение позвали бы. Не таков русский человек. Он начинает смотреть, как устроена эта штука, что у ней внутри. Дед и баба начинают бить яйцо. Сначала дед – мужчина использует свою силу, хлещет, чем ни попадя. У него нет мысли, может, там что-нибудь живое, может, надо показать кому-нибудь понимающему. Нет, ему принципиально надо знать, что за штука в его хозяйстве завелась. Мужик бил, бил, не разбил. Дальше за дело берется женщина. Видимо, бьет какими-то изуверскими способами: в мясорубку ли засовывает, в кофеварку. У мужика - сила, у нее – хитрость. Но все равно не получается. Дальше случается оказия: бежит мышка. Мышиный хвост – самая маленькая вещь в хозяйстве у крестьянина, ничтожество, как иголочка. И вот она нечаянно хвостиком вильнула, думается, что она не специально шла бить это яйцо. Хотя, конечно у русского и мышь – русская. Яйцо падает и разбивается. То, что дальше происходит в этой сказке - это просто фантасмагория. Вместо того, чтобы обрадоваться (ведь хотели же разбить!), дед плачет, баба плачет. А их девочка–дочка по оригинальному тексту сборника Афанасьева «с горя удавилась». И говорит им курочка Ряба: не плачьте вы, снесу я вам яйцо не золотое, а простое. То есть: «Все дальше будет нормально, никаких больше чудес».

Посмотрите, какая парадоксальная сказка, как много в ней противоречий. В центре ее стоит чудо. Ему противопоставляется обыденность. Курочка Ряба в конце говорит о том, что больше чуда не будет, не будет расстройства, мы вернемся к обыденной жизни. Что показало появление золотого яйца в семье деда и бабы? Оказывается, между двумя крайними эмоциями в русском человеке, крайней радостью и диким горем, пролегал всего лишь…мышиный хвост! Ничтожная граница. Стоило пробежать мышке, яйцу упасть, и радость превращается в страдание.

Чудо в этой сказке нужно только для того, чтобы деду и бабке было более понятно, что такое обыденность, насколько она ценна. Сказка рассказывается ребенку, чтобы объяснить ему, насколько ценно все, что нас окружает.

А еще кстати про Емелю на печи :giggle:

В общем, герой лежит на печи. Это философ, мудрец, мечтатель. Какое ему обычно дается задание? Задание определенное и точное – пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Если бы ему сказали: пойди, дорогой, заработай денег, чтобы мы тут купили трактор и завели нормальное хозяйство. Он бы пошел? Он бы стал думать, как ему, не сходя с печи, отправиться бы на заработки под теплым одеялом. Но когда ему ставят традиционную для России невыполнимую задачу, невероятную, недостижимую, он говорит: «Вот чего я ждал, вот это по мне». Невыполнимый идеал – это многое говорит о русском народе. Русских всегда тянет именно на невыполнимые проекты. Царь Петр I говорит: «Давайте здесь, на болоте, построим город». Мужик говорит: «Невозможно, но интересно», и строит Санкт-Петербург. На крови, на костях стройка идет, но весь народ захвачен этой идеей. Да и позже поется: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов и как один умрем в борьбе за это». То есть: нам неохота жить, нам нужна гибель, смерть, причем всем вместе, нечто грандиозное, мощное.

Герой сказки идет и делает то, что невозможно сделать. Как он выполняет задачу? Благодаря своим усилиям? Нет. Разве ему в дороге ставятся вопросы его интеллектуальных способностей? Нет. Ставятся вопросы нравственные, вопросы, что он за человек. Встречных нужно накормить, напоить, утешить. И тут выясняется, что наш дурак – бесконечно добрый человек: последнее отдаст, себе ничего не оставит. Он всегда достигает цели своими душевными качествами. Он не предпринимает никаких усилий. Вспомните Буратино, разве он предпринимает какие-нибудь усилия, чтобы достать золотой ключик? Нет, он ему достается просто так, на халяву.


Птенчик
Сообщения: 3527
Зарегистрирован: Пт дек 05, 2008 20:05
Благодарил (а): 58 раз
Поблагодарили: 88 раз

Сообщение Птенчик » Ср июн 01, 2011 12:21

Очень хорошие поучительные сказки для малышей в этой книжке http://www.labirint.ru/books/160163/ там есть развороты, можна глянуть.

Барбус
Сообщения: 495
Зарегистрирован: Чт окт 29, 2009 12:58

Сообщение Барбус » Ср июн 01, 2011 13:03

А с чего все решили, что народные сказки были придуманы для детей. Сказки были общие. Вернее взрослые, а детям позволялось их послушать. Отсюда и натурализм не перелицованых народных сказок.
А вот интерпритация "Курочки Рябы", как меня учили в университете..
Пестрая курица у древних словян олицетворяет собой богиню, которая приносит смерть. Золотое яйцо - символ смерти. Поэтому дед и баба плачут и пытаются разбить золотое яйцо, умирать не хотят. Поэтому радуются, когда мышка яйцо разбила.
А вот простое яйцо - символ жизни. Когда пестрая курица обещает снести простое яйцо, она говорит, что передумала, и дед с бабой будут жить.

Cosha
Сообщения: 664
Зарегистрирован: Пт дек 15, 2006 11:41

Сообщение Cosha » Ср июн 01, 2011 13:58

Барбус, о, оно! Я именно про этот момент и понять не могла: почему после золотого яйца, курица сносит простое, и все этому радуются.
Лёлика, спасибо! Сказка из трех строчек, а смыслов... :D

Берёза
помощник модератора
Сообщения: 4869
Зарегистрирован: Вт июн 17, 2008 10:27
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Берёза » Ср июн 01, 2011 14:01

Блииин :crazy: У меня доча эту сказку по стописят раз просит. Вот бы у неё расспросить толком, ЧТО она в ней нашла :mrgreen:

Gritat
Сообщения: 13085
Зарегистрирован: Пт июл 15, 2005 12:13
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Gritat » Ср июн 01, 2011 14:04

Барбус писал(а):Золотое яйцо - символ смерти

Барбус писал(а):А вот простое яйцо -

по-моему, в отсутствие контекста (знание про эти символы) послание в подсозание пролетает мимо со свистом :roll:

Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:

Барбус писал(а):Поэтому дед и баба плачут и пытаются разбить золотое яйцо, умирать не хотят

важный момент - дед с бабкой плачут плачут ПОСЛЕ того, как разбилось их злонамеренное золотое яйцо, хотя вроде должны радоваться? Опять косяк :mrgreen:

Барбус
Сообщения: 495
Зарегистрирован: Чт окт 29, 2009 12:58

Сообщение Барбус » Ср июн 01, 2011 14:21

Gritat писал(а):Барбус писал(а): Поэтому дед и баба плачут и пытаются разбить золотое яйцо, умирать не хотят

важный момент - дед с бабкой плачут плачут ПОСЛЕ того, как разбилось их злонамеренное золотое яйцо, хотя вроде должны радоваться? Опять косяк

Да. Здесь неувязочка вышла. Правда я не уверенна, что все правильно воспроизвела, именно так как нам рассказывали. Помню только, что тогда все казалось очень логичным.
Gritat писал(а):по-моему, в отсутствие контекста (знание про эти символы) послание в подсозание пролетает мимо со свистом

С этим согласна. Я тоже не склонна переоценивать народные сказки. А их успех у маленьких деток я объясняю языковой составляющей.

Gritat
Сообщения: 13085
Зарегистрирован: Пт июл 15, 2005 12:13
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Gritat » Ср июн 01, 2011 14:22

Барбус писал(а):А их успех у маленьких деток я объясняю языковой составляющей

а я - тем, что в этот момент взрослый делает что-то именно для него, для ребенка (дарит свое внимание, при этом не требуя взамен чего-то).

Барбус
Сообщения: 495
Зарегистрирован: Чт окт 29, 2009 12:58

Сообщение Барбус » Ср июн 01, 2011 14:28

Ну вот Берёза уже сказала, что ее дочка любит сказку про курочку Рябу. А может кто-нибудь назвать авторскую сказку, которую ребенок 1-2 лет предпочитает народным?
Мой сын до трех любил только стихи и народные сказки.

Sirena
Сообщения: 7733
Зарегистрирован: Пт дек 08, 2006 17:36

Сообщение Sirena » Ср июн 01, 2011 15:31

Барбус, у меня в полтора года все трое балдели от "Мишки-хвастунишки", около двух вовсю читался Пляцковский, Заходер, некоторые сказки Козлова, Чуковский. В тот же период пушкинского "Балду" и Машка, и Ронька рассказывли наизусть, а Кот слушала неделями :wink: . Так что я точно могу сказать, что мои не предпочитали народные авторским.

Alex83
Сообщения: 2211
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2009 07:05
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 20 раз

Сообщение Alex83 » Ср июн 01, 2011 21:38

Лёлика писал(а):Самая приемлемая на мой взгляд:

Это больше похоже на иронический очерк, чем на попытку всерьез разобраться. :)

Наденок
модератор
Сообщения: 7382
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 12:33
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Наденок » Ср июн 01, 2011 22:12

Обе мои дочери в районе годовалого возраста больше всего любили сказку Курочка Ряба. Я склонна думать, что это от ее простоты. Ведь в этой сказке все предельно просто и понятно, обороты речи тоже элементарные. К подобным сказкам можно еще Репку и Теремок отнести.
Барбус писал(а):А может кто-нибудь назвать авторскую сказку, которую ребенок 1-2 лет предпочитает народным?

Вот так навскидку, мои обе обожали (да и сейчас любят) Чуковского, Сутеева, Пляцковского, Остера.

Лёлика
Фея Фотошопа
Сообщения: 10735
Зарегистрирован: Пт ноя 25, 2005 00:17
Благодарил (а): 185 раз
Поблагодарили: 86 раз

Сообщение Лёлика » Ср июн 01, 2011 22:31

Alex83 писал(а):Это больше похоже на иронический очерк, чем на попытку всерьез разобраться

Alex83, я столько прочитала разборов, от возвышенности которых у меня мозги в трубочку :crazy:
После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос
да ну нафик! :mrgreen: а этот хотя бы прост и практичен, и приближен к реалиям :)

Наденок писал(а):Ведь в этой сказке все предельно просто и понятно, обороты речи тоже элементарные. К подобным сказкам можно еще Репку и Теремок отнести.

Наденок, в теремке, репке еще и ритм есть, повторяющиеся элементы с прибавлением нового персонажа :) детям маленьким полезно. Мы с дочкой читали их именно около года, еще Чуковского. Остальное она просто не давала читать, захлопывала книжки :o Это потом уже перешли на художественные, и расширили круг авторов, втянулись так сказать.

Наденок
модератор
Сообщения: 7382
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 12:33
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Наденок » Ср июн 01, 2011 22:52

Лёлика писал(а):столько прочитала разборов, от возвышенности которых у меня мозги в трубочку Crazy
Цитата:
После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос

:crazy: %)
Слушайте, а в чем проблема-то? Смотрите: дед и баба били его небось над чашкой какой-нибудь, может яичницу пожарить хотели, или колобка замесить :mrgreen: . А мышка хвостиком яйцо на пол смахнула. Яичко грязное уже, дед и баба без яичницы, вот и рыдают :mrgreen: .

Добавлено спустя 7 минут 44 секунды:

Лёлика писал(а):в теремке, репке еще и ритм есть, повторяющиеся элементы с прибавлением нового персонажа Smile детям маленьким полезно.

Да, знаю :) . Но вот заметила, что малышам важен либо ритм, либо простота, а еще лучше и то и другое.
К вопросу про авторские сказки - около года Арине хорошо сказки Сутеева с авторскими рисунками шли, тоже простые и понятные.
Сегодня в школе было собрание по итогам учебного года. Учительница рассказывает, как на уроке обсуждали сказку Пушкина "О рыбаке и рыбке". На вопрос учительницы "является ли дед положительным персонажем?" Несколько детей ответили: "Нет!" На вопрос почему, был ответ: "А зачем он к рыбке ходил? Надо было сразу кулаком по столу хлопнуть и поставить бабку на место!" :crazy:

sunshine
помощник модератора
Сообщения: 7989
Зарегистрирован: Ср авг 31, 2005 13:09
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 16 раз

Сообщение sunshine » Чт июн 02, 2011 08:35

Наденок писал(а):Слушайте, а в чем проблема-то? Смотрите: дед и баба били его небось над чашкой какой-нибудь, может яичницу пожарить хотели, или колобка замесить MrGreen . А мышка хвостиком яйцо на пол смахнула. Яичко грязное уже, дед и баба без яичницы, вот и рыдают

О! Мысль! Точно :) Не просто же разбилось, а упало и разбилось!
Наденок писал(а): Но вот заметила, что малышам важен либо ритм, либо простота, а еще лучше и то и другое.

Точно, я собственно зашла примерно это написать.
Ритм, и ещё мелодичность такая. Ну как объяснить... В общем, под многие народные сказки приятно сесть за столом, положив голову на руки, и размеренно так слушать. Они похожи на устный рассказ, чем, собственно, и были. То есть литературные больше подходят для самостоятельного чтения, они именно для чтения. А народные идеальны для восприятия на слух (ИМХО).
И насчет простоты - однозначно. Малышам нравится, что сказку легко запомнить, что идут очень простые слова, и ребёнок фактически может сам их мысленно или вслух проговаривать.
И то же с потешками.
Хотите верьте - хотите нет, но вот пример.
Дашка с огромным удовольствием слушает Агнию Барто, Чуковского, Маршака, но стихи у неё не запоминаются.
А из пары книг с потешками уже много выучила, и всякие присказки-считалочки, которые Никита ей из сада приносит, тоже многие выучила.
То есть они сами выучились, мы не говорили ей "повтори" и всё такое, просто в какой-то момент начинаешь читать, а ребёнок рассказывает дальше. А потом и просто рассказывает, когда желание возникает.
Получается, опять работает не то ритм, не то простота, не то ориентация на слух, а не зрение.

Добавлено спустя 10 минут 15 секунд:

Ну а я вообще, наверное, консерватор в плане литературы-мультфильмов. То есть хорошие авторы типа Сутеева, Чуковского и многие другие мне, конечно, нравятся.
Но многие мульты :shock: Тот же Шрек :bad: Для меня это даже не пародия, а просто "фу", если честно, и ребёнку я ни в жизнь его не включу. И ничего смешного в физиологических отправлениях типа пукания не вижу, для меня это - признак несостоятельности автора/режиссёра и неумение насмешить чем-то поумнее. Ну ЧТО смешного вообще во всяких этих неловких падениях, дубасеньях по голове, и прочих "шедеврах" юмора в некоторых мультфильмах и комедиях? А уж в детских этому вообще не место, потому что ребёнок вместо сочувствия учится поржать над проблемами, болью и неловкостью окружающих. А потом "дети жестокие, дети злые"... Да не злые они, мои, т-т-т, никогда над падением ничьим не смеялись, и дай Бог, что и не будут. А если кто-то проявил неловкость, я учу по возможности не обращать внимание, а иногда и отвернуться, чтобы человек смог последствия исправить.


Вернуться в «Всякая всячина»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей