Рейтинг@Mail.ru

Скачивайте наши приложения

Про сказки.

Наденок
модератор
Сообщения: 7382
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 12:33
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Наденок » Пн июн 06, 2011 22:59

Кстати да, от интонации очень многое зависит. Я вспомнила, что Сонька просто обожала все сказки Чуковского, но когда я ей включила мультик "Мойдодыр" в 3 года %) - мамадарагая, она убежала из комнаты и отказалась туда заходить категорически! Ну еще бы, там такой мужской бас поет зловеще-угрожающе :o . Я думаю, что если читать так же, то тоже можно охоту отбить :mrgreen: .
А я в детстве очень любила всякие страшилки про Черную руку и прочие. Мы их друг другу по секрету рассказывали лет с 4 так точно. Уже позже подруга дала почитать вот эту книжку Успенского http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=4864 , так я ее много раз перечитала, прежде чем вернула хозяйке, все никак расстаться не могла.

Добавлено спустя 14 минут 1 секунду:

Vestenok писал(а):Некая страна третьего мира атакована "Бармалеем" (Читай как хошь - Сомалийскими пиратами, Кадаффи, террором - кому что понятнее). прилетает "Доктор Айболит" (Читай миротворцы НАТО) "всем по порядку дает шоколадку", это при том, что "у бедных бегемотиков животики болят". И все! В стране третьего мира счастье и процветание.

:mrgreen:
В книге Чуковского "От 2 до 5" шестая глава называется "Заповеди для детских поэтов". Я бы рекомендовала почитать тем, кто еще не читал, там все очень подробно и интересно написано :wink: .


Лена-Фло
Сообщения: 244
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 20:45

Сообщение Лена-Фло » Сб июн 11, 2011 18:43

У меня сложился новый взгляд на народные сказки, когда начала их с ребенком "проходить".
Большей частью взгляд отрицательный, но вот вопросов часто больше, чем ответов.

К примеру, вижу что многие сказки абсолютное большинство детей воспринимают совсем не так, как взрослые. А что же имели в виду авторы?

Возьмем "Колобка".
Ребенок: колобка жалко, съели, а он так хотел жить. Причем дед, баба - хорошие, лиса и все звери - плохие.
Взрослый: какого хрена? Колобок - еда. Сбежал, оставив несчастных стариков без последней крошки хлеба. Чего его жалеть-то? Дед, баба - пострадавшие, звери - нерасторопные зеваки, лиса - как всегда самые хитро%0пые в выигрыше.
Я бы сравнила колобка с неблагонадежным наемным рабочим в реальной жизни.

Три медведя.
Ребенок: девочка хорошая, медведи злые и страшные, хотели ее обидеть.
Взрослый: какого хрена? девочка нахалка, ворвалась в дом, попортила имущество и скрылась в неизвестном направлении. Извиниться ей и в голову не пришло. Гнев медведей очень даже справедлив.

Вопрос: Чему же все-таки "учат" эти сказки.

К этому, как было сказано в начале темы, добавляется куча разных непонятностей, неоднозначностей, условностей... Не детям они предназначены...

BondЮлия
Сообщения: 10156
Зарегистрирован: Пт июл 11, 2008 19:25
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение BondЮлия » Сб июн 11, 2011 19:08

Лена-Фло писал(а):К примеру, вижу что многие сказки абсолютное большинство детей воспринимают совсем не так, как взрослые. А что же имели в виду авторы?

http://tehhi-karamir.livejournal.com/185583.html - Осторожно: сказка! (Автор: Марина Наумова)

...Не стоит забывать и о других особенностях детского восприятия. В среднем лет до пяти (некоторые дети и позже) ребенок видит мир не совсем таким, как мы. Многие привычные нам понятия для него чужды, другие оцениваются с нашей точки зрения неадекватно. Например, «смерть». Для ребенка понятия смерти, как таковой еще не существует. В контексте сказочного мира она обычно воспринимается не как нечто непоправимое, а как некое превращение или перерождение. Поэтому некоторые народные сказки могут показаться взрослому гуманисту слишком жестокими, тогда как ребенок не видит в них ничего особенного. Движимый лучшими побуждениями такой взрослый нередко пытается «исправить» сказку и… ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Яркий пример: народная сказка о трех поросятах и ее не менее широко известный литературный «исправленный» аналог. Очень хорошо разбор этого сюжета (точнее — обоих сюжетов, и исконного и переделанного) проведен у М.Максимова. Но чтобы понять суть разницы между двумя вариантами сказки о трех поросятах, хватит элементарных навыков анализа художественного произведения.

и далее по ссылке..

Или вот еще
Очень жалко, что сейчас трудно найти книгу Б. Беттльгейма «Психоанализ сказки». Вот там идет действительно серьезный анализ сочетания «текст сказки – его восприятие ребенком». Вот один из ярких примеров разбора «улучшенной» народной сказки: сказка о Красной Шапочке. В исходном варианте волку не просто разрезают живот, чтобы выпустить Красную Шапочку и ее бабушку, там (ой, какое зверство!) ему в брюхо набивают камни и швыряют в колодец. Посмотришь, вроде бы и впрямь такую жестокость стоит вымарать. Но… Появление живых людей из живота на подсознательном уровне воспринимается как образ… родов. Девочка, растет, становится женщиной, готовится рожать, и тут-то из глубины подсознания может всплыть: «От родов умирают, значит, и я могу умереть». Откуда пришла эта идея, женщина не помнит. Из глубины. Из прошлого. Из давным-давно забытой сказки. Так что, уж если смягчать «Красную Шапочку», то волка с разрезанным животом лучше или уничтожить любым другим способом, или вообще отпустить. Это мы, взрослые, знаем, что с такой раной ему не выжить. Но это не реальный волк. Сказочный. Он даже убитый снова возродиться в новой сказке. Ведь все сказочные волки в восприятии ребенка — это все тот же самый волк. Волк вообще. Не верите? Спросите у ребенка.
Так что при выборе народных сказок надо сперва посмотреть, проходили ли они «адаптацию» (где-нибудь в выходных данных будет стоять это слово или словосочетание «литературная обработка»). А во-вторых, все-таки прочитать.


Сказки веками подготавливали детей к взрослой жизни. Но ведь жизнь несколько веков назад отличалась от нашей. И ценности нашего общества «несколько» отличаются от древних. Старые же сказки призывают юных читателей-слушателей не только к смелости, доброте, трудолюбию, но порой и к безоговорочной покорности. Среди них есть «мальчиковые» и «девчоночьи». Есть «рыцарские-богатырские», но есть и крестьянские, по сути — «рабские». Да, психотравму неизмененные сказки никогда не нанесут, а не слишком пригодную к современности установку задать могут запросто.

Лена-Фло
Сообщения: 244
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 20:45

Сообщение Лена-Фло » Сб июн 11, 2011 19:52

А вы заметили, что приведенные вами цитаты противоречат друг другу?
Лично я больше соглашусь с последней.

BondЮлия
Сообщения: 10156
Зарегистрирован: Пт июл 11, 2008 19:25
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение BondЮлия » Сб июн 11, 2011 20:03

Лена-Фло писал(а):А вы заметили, что приведенные вами цитаты противоречат друг другу?

А вы читали весь текст ссылки? Я цитаты привела абсолютно случайные, просто с которыми я согласна или которые мне открыли вопрос с неизвестной стороны. Противоречия не наблюдаю.

Лена-Фло
Сообщения: 244
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 20:45

Сообщение Лена-Фло » Сб июн 11, 2011 20:18

Да, я читала весь текст, когда ссылка была приведена еще на первой странице темы.

Nataly Koot
Сообщения: 7478
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2005 15:04
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Nataly Koot » Сб июн 11, 2011 20:45

BondЮлия, с этой ссылки тут весь разговор и начался (имею ввиду последнее июньское обсуждение) :pardon:

Наденок
модератор
Сообщения: 7382
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 12:33
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Наденок » Сб июн 11, 2011 22:28

Лена-Фло писал(а):Возьмем "Колобка".
Ребенок: колобка жалко, съели, а он так хотел жить

У меня складывается впечатление, что Вы очень поздно начали читать эти сказки. Колобок, Репка и подобные, имхо, сказки для малышей. Так вот, малыши обычно на фразе: "а лисичка его ам! и съела" смеются :pardon: . Не, ну может, конечно, я ее рассказываю так смешно :giggle: .
А вообще, никаких проблем с Колобком лично я, опять же ж, не вижу :mrgreen: . Вот если б не был Колобок таким тщеславным, не захотелось бы ему перед лисой похвастаться, то не полез бы он ей на нос, и остался бы цел. Так вот это вполне уже можно донести до ребенка, который уже дорос до того возраста, что так говорит
Лена-Фло писал(а):колобка жалко, съели, а он так хотел жить

InvisibleMan
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пт июн 10, 2011 18:21

Сообщение InvisibleMan » Пн июн 13, 2011 10:22

Какие сказки читать двухгодовалому ребёнку?

Лена-Фло
Сообщения: 244
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 20:45

Сообщение Лена-Фло » Пн июн 13, 2011 11:27

А вот меня еще интересует общественое мнение. В чем мораль сказки о рукавичке?
Скажем, из "Теремка" можно вынести что не все можно в одно место впихнуть, а вот рукавичка остается целой и в финале все остается в том же состоянии что до начала сказки. Какой смысл? (Петюн просто тащится от нее, наверное, потому что зверей много разных...)

Люша
Сообщения: 17502
Зарегистрирован: Вс июл 03, 2005 10:16

Сообщение Люша » Пн июн 13, 2011 14:12

Лена-Фло, http://setilab.ru/troi/wp-content/uploa ... /terem.pdf - вот трактовка посложнее, а вот http://www.dar-rogdeniya.ru/2010/12/16/ ... nyh-skazok - попроще. Первая намного интереснее и многостороннее, ИМХО.

Лена-Фло
Сообщения: 244
Зарегистрирован: Вт янв 12, 2010 20:45

Сообщение Лена-Фло » Пн июн 13, 2011 14:44

Ну и, основываясь на какой-либо из ссылок вы можете ответить, какую мораль должен вынести из сказки ребенок? Я не могу.
Вторая, та что попроще - там вообще притянуто за уши. Первая - научная работа, которая изучает инвариантность этой сказки, анализирует образы, но никак не дает оценку ее воспитательной ценности.

И вобщем-то, в большинстве случаев научный анализ народных сказок приводит к тому, что они имеют большую культурно-историческую ценность, доносят до нас мировоззрение предков, но никак не доказывает, что они несут какую-то высокую мораль и незаменимы для воспитания детей.

Наденок
модератор
Сообщения: 7382
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 12:33
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Наденок » Пн июн 13, 2011 23:22

mamasha-irina писал(а):моя Машка ревела как белуга,когда съедали колобка

Ир, во сколько? В полтора года? Я про малышей говорю.

Alex83
Сообщения: 2211
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2009 07:05
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 20 раз

Сообщение Alex83 » Пн июн 13, 2011 23:39

Наденок писал(а):В полтора года? Я про малышей говорю.

А мой вобще не любит слушать сказки, только картинки смотрит. Даже незнаю, может принудительно читать :giggle:

Nataly Koot
Сообщения: 7478
Зарегистрирован: Чт мар 31, 2005 15:04
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Nataly Koot » Вт июн 14, 2011 07:02

Лена-Фло писал(а):несут какую-то высокую мораль и незаменимы для воспитания детей.

вы немного путаете сказки с моралью и сказки для малышей - в частности Рукавичка на возраст 2-3 года. Почему-то никого не интересует "высокая мораль" потешек типа "сорока-сорока" или "ладушки,ладушки" :mrgreen: всё служит каким-либо целям. Если надо обязательно смысл рекурсивной сказки - то например как насчет развития чувства языка? закрепление через гиперболу знаний о размерах, величинах? закрепление названий животных? первые знакомства с использованием числового счета в устной речи? ("стало они жить втроем", например) (+ то же развитие языка - не "три" а "втроем" и т.д.)
И вообще, фольклорных сказок есть много разных видов - и волшебные, и бытовые, и героические и пр. И если рекурсивные интересны года в 2-3.5 (вряд ли кто-то из 6-леток реально будет обожать слушать про репку) , также и 2-летка вряд ли много поймет в бытовой сказке.


Вернуться в «Всякая всячина»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей